Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Тухтаева Любовь ДмитриевнаФОРМИРОВАНИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Среди многочисленных проблем, которые стоят перед теорией и практикой логопедии, особую актуальность в настоящее время приобретает проблема изучения младших школьников с общим недоразвитием речи (О Н Р ). Большинство исследований, посвященных проблеме таких нарушений, связывают с нарушениями устной речи. В соответствии с этими теоретическими разработками в отечественной практике коррекция графо-моторных навыков включает работу над звукопроизношением, что актуально при работе с детьми с О.Н.Р. В связи с этими теоретическими взглядами в своей работе я использую различные приёмы:
- совершенствование пространственно-временных ориентировок на листе бумаги;
- развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев;
- игры с пальчиками;
- штриховки и т. д.
Работа с учащимися с общим недоразвитием речи позволила мне выявить специфические ошибки в формировании графо-моторного навыка:
- искажение форм и пропорций рисунка;
- отсутствие четкости в образе предметов;
- неточности в передаче пропорций.
У учащихся наблюдались:
- неточные, неуверенные, неровные линии;
- отсутствовала четкость контуров изображения;
- были нарушены величина, пропорции, направления штрихов;
- штрихи наносились неравномерно, направление движений часто терялось.
Учитывая особенность механизмов письма и изобразительной деятельности, можно предположить, что коррекционная работа по преодолению оптических и моторных нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи возрастает при использовании изобразительных средств, направленных на стимулирование развития неречевых психических функций, обеспечивающих становление навыков письма. Работая в школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи во 2 классе, проверяя письменные работы учащихся отметила высокую распространённость оптических и моторных нарушений письма среди различных типов специфических ошибок, совершаемых учащимися. В связи с этим помимо традиционных логопедических занятий я стала проводить специальную работу с использованием изобразительных средств. Для формирования соответствующих навыков я подбирала специальные упражнения, которые включают одновременные движения руками. С этой же целью использовала специальные графические упражнения:
- обведение нарисованных линий;
- соединение опорных точек;
- копирование фигур по точкам;
- дорисовку второй половины предмета;
- штриховку в разных направлениях;
- соединение опорных контуров...
В качестве рисунков использовала простейшие формы с последующей штриховкой, что способствовало формированию у учащихся праксиса и зрительно-моторной координации, что имеет важное значение для коррекции нарушений письма моторного характера. Графические упражнения приучают руку к целенаправленным и точным действиям, придают гибкость и уверенность. Зрительные и кинестетические ощущения позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством графических упражнений. Применяя наряду с традиционной коррекционно-педагогической работой специальных направлений, работу по коррекции графо-моторных навыков с использованием изобразительных средств помогло повысить эффективность овладение письмом. В заключении хочу привести примеры работ, выполняемых учащимися в ходе коррекционной работы, которая помогла в формировании графо-моторных навыков у учащихся.
Учитель-логопед высшей категории
гоу ско школы-интерната v вида №60
Тухтаева Л.Д.
|
Поиск
Друзья сайта
|