Вторник, 21.05.2024, 00:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Cайт ГБОУ СКО школы-интерната V вида №60

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Митрохина Елена Михайловна

 ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ V вида.
Практика работы в школе-интернате с тяжелыми нарушениями речи свидетельствует о том, что учащиеся, приходя в среднюю школу,владеют недостаточным речевым опытом, испытывают большие трудности в устном изложении речи. В литературе, посвященной проблеме формирования полноценной речевой деятельности учащихся специальных школ, отмечается, что задача всемерного совершенствования речи остаётся актуальной на протяжении всего курса обучения. Особенности речевого развития учащихся старших классов в школах для детей с ТНР обусловливают необходимость дальнейшей целенаправленной работы по совершенствованию речевых навыков школьников. Одним из ведущих принципов в организации учебного процесса должен быть принцип практической направленности овладения речевой деятельностью на урокахестественного цикла. Важнейшим вопросом при обучении детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является вопрос овладения учащимися лексикой языка. В старших классах у учащихся отмечается несформированность словаря и грамматического строя, дети испытывают большиетрудности в устном изложении речи. Работа в школе для детей с ТНР показывает, что особенности речевого развития учащихся старших классов обуславливают необходимость целенаправленной дальнейшей работы по совершенствованию речевых навыков школьников на уроках естественного цикла, какими являются уроки географии. Различные проявления ОНР мешают усвоению программного материала. Из-за нарушения звукового анализа возникают искажения слов. Многие ошибки повторяются из года в год. Например: Северный Ледовитый океан - "Ядовитый", Антарктида - "Антартида", КНДР - "Кидер", шарообразная земля - "пилообразная", Магеллан - "доберман". Мировой океан - "мирный", бриз - "бис", м. Горн - "корн", население -"населийцы",республика «Татария» - «Атария». Происхождение и смысл употребляемых ими слов объяснить бывает очень трудно. Учащихся затрудняет произношение некоторых слов, особенно, если в них есть сочетание согласных. Например, учащиеся произносят "кварец", "шкварц", вместо кварц, "отворов" - остров,залив Ла - Плата - залив Платпалата. Характерны для учащихся наших школ аграмматизмы - один из наиболее стойких дефектов, встречающихся до окончания школы: "Географическая положения", "по горам Гималая", "красивая пара осень", "Магеллана совершил круглосуточное путешествие", "река Муррея".
 Лексика детей с ОНР неточна по значению. Нехватка слов порождает иногда и такие фразы: "Магелланов пролив находится - это вот здесь где-то", "и заканчивается тута" (о границе России), "Температура воздуха понижается на 1 км, поднимается на 6 км, опускается" (об изменении температуры воздуха с высотой).Речь наших детей как устная, так и письменная, отличается неточным словоупотреблением. Много ошибок бывает после изучения нового материала.
Должно пройти немало времени, прежде чем учащиеся усвоят значение слова, научатся его верно употреблять в речи. При повторении могут возникнуть те же ошибки или выявляются многочисленные замены слов. После изучения темы "Природные зоны Африки" учащимся было предложено написать небольшой рассказ со словами, которые они узнали при изучении темы - "Один день в экваториальном лесу" или "Один день в Сахаре". В полученных сочинениях встречались такие фразы: "В джунглях было очень жарко, и хотели пить речки", "Джунгли - это место, где одни обезьянь!", "Мы остановились в пустыне,положили свои вещи под толстым стволом дерева". Природа несформированности словаря при ОНР различна:
1) В одних случаях - это дефект понимания.
 Например, при работе с текстом применяется такой метод. Учащиеся самостоятельно читают текст и выписывают непонятные для них слова, словосочетания.
 При изучении тема "Жизнь в океане" встретилось словосочетание "Океан - колыбель жизни". Учащиеся объяснили его так: "Это значит, когда плывёшь на корабле,тебя укачивает", "Это когда качают ребёнка", и т.д.
2) В других случаях нарушается воспроизведение звуко-слоговой структуры. В данном случае учитель проговаривает слово вместе с учеником, либо предлагает написать слово на доске, прочитать его по слогам, а затем произнести целиком (Антарктида, Аконкагуа, геохронологическая летопись, название эр, индустриализация, Йошкар-Ола, Сыктывкар и т.д.). 3) Невозможность самостоятельного высказывания. Для того, чтобы побудить таких учащихся к речевой деятельности, необходимо использовать различные формы опроса. Задание с различным материалом. Например: тема "Горные породы". Данные учителем горные породы разделить на две группы по происхождению: магматические и осадочные, заполнить таблицу, заранее заготовленную учителем, а затем результат зачитать классу. Это позволяет ученику сосредоточиться, подготовиться к ответу, подобрать нужные слова.
 Прочитать свой ответ легче, чем собраться с мыслями при устном ответе без предварительной подготовки. Одна из основ лексической работы - развитие слухозрительного восприятия, при этом уточняется связь слова со зрительным образом предмета, слово вводится в определённые семантические поля,закрепляется его значение в контексте. Например, при изучении темы "Ветер" применяем кодоскоп, даём схему образования ветра с указанием величины давления, температуры. На следующем уроке при проверке понимания учащимися образования ветра схему, при помощи карточек, они выстраивают самостоятельно.
 
Происходит синтез деятельности слухового и зрительного анализаторов. Словарь развивается параллельно с развитием мыслительных операций. В ходе работы
обеспечивается одновременное развитие речи и интеллекта.
Приёмы работы по формированию словаря учащихся школ с ТНР на уроках географии и природоведения:
 1. Отработка произношения географической номенклатуры в сочетании с показом объектов на карте: полуостров Лабрадор, течение Гольфстрим, Суэцкий канал,
 Сихотэ-Алинь, гора Базардюзю и др.
 2. Составление со словарём предложений. Новые слова на табличках прикреплены к доске, чтобы дети могли ими пользоваться при ответе (рождаемость, естественный прирост, миграция /тема "Население"/).
 3. Образование однокоренных слов:
               1.вулкан - гора (какая ?) - вулканическая,
               2. пепел (какой ?) - вулканический,
               3. горные породы (какие ?) - вулканические,
               4. люди, изучающие вулканы - вулканологи,
               5. наука, изучающая вулканы – вулканология. Учащиеся видят, что корень во всех словах один вулкан.
 4. Подбор сходных по звучанию слов: Арктика, Антарктика, Антарктида
 5. Упражнения на развитие слухового внимания и логического соотнесения. Найдите лишнее слово:
      а) ветер, бриз, вулкан, муссон, смерч;
      б) Лиссабон, Великобритания, Токио, Дели;
      в) медь, свинец, железо, алюминий, цинк.
 6. Упражнения на развитие памяти и концентрацию внимания:
      а) Гидросфера -это не воздушная оболочка Земли, а...
      б) Земля - это не комета, а ...
      в) Пустыня - это не почва, а ...
Словарь - это строительный материал для языка, он приобретает значение лишь при его соединении с грамматическими правилами. Необходимо постоянно обращать внимание учащихся на правописание слов и постановку ударения (гора Народная, гора Эльбрус, агломерация, газопровод и т.д.), подбор слов - синонимов (например: метель, пурга, буран, вьюга), антонимов – (Морозная погода, низкая температура воздуха. - Очень жаркая и сухая погода, высокая температура воздуха (тема "Атмосфера").
    При разборе нового слова можно объяснить историю происхождения слова, многие слова получили переносный смысл - мантия Земли, ядро Земли, жерло, горный пик, дельта. Детям всегда бывает интересно узнать историю слова.
    Опыт работы в старших классах показывает, что учащиеся не могут дать развёрнутого ответа самостоятельно, учителю приходится задавать наводящие вопросы. При опросе используем заранее составленный план, по которому ученик должен ответить. Например, при изучении темы "Воды Африки" учащиеся составляют устный рассказ о Конго по плану:
       1. В какой части материка протекает?
       2. Где её истоки?
       3. В каком направлении течёт?
       4. По какой местности протекает?
       5. Каков характер течения?
       6. Какие притоки принимает?
       7. Куда впадает?
       8. Используется ли человеком?
При изучении топографической карты и номенклатуры физической карты проводится работа по организации путешествий с устным описанием того, что видим.
Например:
    1. Совершить путешествие вдоль берегов Австралии.
    2. Вы идёте в поход из п. Михалино к домику лесника.
Опишите путь предлагаемых заданий.
Для развития монологической речи, памяти, внимания, умения правильно строить из слов предложения на уроках географии приводится игра "Снежный ком".
Для этого учащимся надо знать значение слова, вспомнить его, уметь правильно соединить слово с предыдущими и последующими словами.
1-ый ученик начинает рассказ, 2-ой повторяет предложение первого и проговаривает своё и т.д. до 5-6 предложений. Пример: тема "Распределение
атмосферного давления и осадков у поверхности Земли".
1-ый ученик - В районе экватора низкое атмосферное давление.
2-ой ученик - Нагретый воздух поднимается вверх и там охлаждается.
3-ий ученик - Образуется много облаков, они разрастаются вверх и в ширину.
4-ый ученик - На землю выпадают обильные дожди.
  На уроках используются географические диктанты, которые требуют особого внимания, так как в них содержатся географические ошибки. Найти и исправить ошибки - вот задача ребят, они должны прочитать текст, выявить ошибки, объяснить каждое понятие, встречающееся в тексте, следовательно, идёт закрепление "географического словаря" по данной теме. Диктант по теме "Атмосфера" (обобщение темы).
           «Елена Михайловна! Судьба снова занесла меня на остров, где очень жарко. Жители его очень любят рыбу. Вчера я был на рыбалке и поймал большую рыбу под названием амплитуда. Мы её тащили втроём, когда она была на берегу, мы заметили, что в боку у неё торчал острый климат. Амплитуда, особенно, вкусна жареная. Мы принялись её чистить. Когда вспороли её брюхо, там оказались два драгоценных бриза. Огромные! Думаем их продать, а деньги поделить. Очень интересно одеваются местные жители. На головах барометры с перьями. На бёдрах юбочки с пассатиками, а на ногах сандалии, типа тропосфера. Женщины в косы вплетают симпатичные изотермы. Очень красиво! На деревьях здесь зреют вкусные и сочные тропики и висят большие полярные круги колбасы! И всё это бесплатно! Приезжайте, Елена Михайловна! Мы найдём с Вами красивый экватор, на котором растут кокосы, покрытые осадками. Мякоть их очень нежная, сразутает во рту. Вкусно! С приветом, Ваш ученик Денис Ошибкин».
   Таким образом, лексическая работа на уроках географии направляется на формирование неречевых и речевых форм общения, развитие познавательных и эмоционально личностных контактов активизации всех видов деятельности. Работа над словарём учащегося связана с развитием мышления, психических процессов, вместе с тем она неотделима от работы над другими лингвистическими модальностями: фонологией, морфологией, синтаксисом. Применение всех видов работ, способствующих развитию речи, обогащению лексики и преодолению речевого дефекта, служит главной цели урока - прочному и глубокому усвоению знаний по предмету.
Литература:
 1. Л.Б. Халилова: «Психолингвистика и современная логопедия», Москва 1998г., «Наука».
 2. А.А. Леонтьев: «Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности» Москва 1999г. «Наука».
 3. Т.А. Ладыженская: «Система работы по развитию связной устной речи», Москва 1990г., «Наука».
 4. Т.А. Ладыженская: «Методика развития речи на уроках русского языка», Москва 1990г., «Наука».
 5. Н.И. Жинкин: «Речь как проводник информации», Москва 1982г., «Наука».
 6. В.П. Григорьев: « Практика устной речи», Москва 1969г.
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz