Понедельник, 20.05.2024, 22:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Cайт ГБОУ СКО школы-интерната V вида №60

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лагуткина Людмила Михайловна

«Живая геометрия» на уроке.
  Общеизвестно, что в процессе жизни у ребенка последовательно формируются три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-теоретическое (понятийное). Новый вид мышления, возникающий у ребенка, не вытесняет и не заменяет полностью предшествующие виды мышления.
      Все виды мышления развиваются в тесном взаимодействии. Взаимодействие начинается с образования наглядных образов на основе словесного текста, в форме перевода на язык образов содержания, описанного в словах. Взаимодействие наглядного и абстрактного мышления развиваются и совершенствуются в процессе обучения.
      В младших классах чертеж воспринимается чисто зрительно, и, следовательно, отсутствует нужное взаимодействие наглядно-образного и абстрактного видов мышления, но в старших классах восприятие чертежа опосредствуется обобщенными знаниями о геометрических свойствах фигур. Нельзя представить себе линию, отрезок, луч, не проведя их мысленно.
      Учитывая такие особенности мышления человека, одним из основных принципов обучения геометрии считается принцип наглядности, в соответствии с которым обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися.
      Преподавание геометрии без наглядных пособий едва ли можно себе представить, любой чертеж уже является разновидностью наглядного пособия. Геометрия это не только раздел математики, это феномен общечеловеческой культуры.
      Школьный курс геометрии несет на себе основную нагрузку по развитию логического мышления учащихся, но геометрия с недавних пор считается самым трудным предметом для обучения детей с ТНР. Сталкиваясь с трудностями, учащиеся теряют интерес к такому важному предмету.    
      Возникнув как необходимость практической деятельности человека, геометрия имеет четко просматриваемую практическую направленность, профессиональные ориентиры. В курс геометрии включено много заданий на построение, задач с практическим применением, но и это не привлекает внимание учащихся.
      При обучении геометрии учащиеся должны уметь:
 · рассуждать;
 · анализировать;
 · приводить доказательства;
 · трансформировать теорию в способы решения.
У детей должно быть хорошо развито словесно-логическое и образно-действенное мышление, чего не хватает детям с ТНР.
   Компьютерные технологии помогают расширить арсенал средств наглядности для изучения курса алгебры и, тем более, геометрии.
   Использование программы «Живая Геометрия», благодаря возможностям компьютерной графики и мультимедийного проектора, дает для уроков геометрии богатейший, красочный, разнообразный демонстрационный материал. Такая наглядность, безусловно, украшает уроки, делает их более понятными и интересными для учащихся. Эта программа позволяет выполнять построение различных геометрических фигур, исследовать их свойства, выполнять измерения.
   Например, учащихся приводит в полный восторг демонстрация свойства равнобедренного треугольника: «В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, является медианой и высотой».
   Сначала ученикам нужно показать, что в произвольном треугольнике это три разных отрезка. О том, что этот треугольник произвольный можно судить по измерениям двух его сторон.
 
 
После этого, изменив вид того же самого треугольника, сделать его равнобедренным, в чем можно убедиться по длинам его сторон. Все три отрезка в этом случае сливаются на чертеже в один.
 
 
 
 
Теперь становится понятным, что только в равнобедренном треугольнике биссектриса является медианой и высотой.
     Главной находкой при обучении детей с нарушениями речи явилась возможность ученикам самим познакомиться с компьютерной программой «Живая Геометрия». Учащиеся получили редчайшую возможность проверять законы геометрии на практике, исследуя свойства геометрических фигур. Наконец они столкнулись с необходимостью обладать теоретическими знаниями по геометрии, так как, чтобы построить любую фигуру на компьютере, необходимо знать определение и ее свойства.
     Например, чтобы построить треугольник, нужно вспомнить, что это геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, соединяющих эти точки. Геометрия стала более понятной, так как логическое обоснование детям с ТНР представляется менее достоверным, чем непосредственное наблюдение или опытная проверка. Для учеников стали более реальными слова: «наложим», «достроим», «рассмотрим», «сравним» …
     В дополнение к теоретическому курсу по геометрии 7-9 классов была разработана система практических заданий, в основу которых легла компьютерная программа «Живая Геометрия», тем самым удалось активизировать учащихся и повысить их мотивацию к изучению геометрии.
     Практические задания на построение биссектрис и высот треугольника на компьютере позволяют учащимся лучше усвоить определения этих понятий. Что означают слова из определения биссектрисы: «…это отрезок биссектрисы угла треугольника…» великолепно демонстрирует компьютер. Ученики сначала строят луч, как положено по определению биссектрисы угла, а уж потом оставляют только отрезок.
     Определение высоты треугольника: «…это перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону» становится более понятным. Компьютер позволяет наблюдать за тем, как, делая из остроугольного треугольника тупоугольный, высоты выходят за пределы треугольника, потому что проведены к продолжениям противоположных сторон, и там уже пересекаются в одной точке.
     Выполняют такие практические работы учащиеся всегда с удовольствием, потому что они думают, что это игра, и не замечают, что учатся. Чтобы выполнить такие задания, дети должны быть знакомы с программой «Живая Геометрия». Инструкция по построению биссектрис треугольника приведена ниже.
 
Построение биссектрис треугольника.
 
 
   
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz