Пятница, 22.11.2024, 03:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Cайт ГБОУ СКО школы-интерната V вида №60

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Личная страничка директора

 
 
 
Лисунец  Ольга  Семеновна
 
 
Директор с 1999 года.

Родилась 21 октября 1954 года.
Окончила Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогический институт имени В.И. Ленина по специальности " Русский язык и литература" с отличием в 1978 году и Московский государственный заочный педагогический институт по специальности "Дефектология", квалификация – учитель - логопед в 1987 году.
 
Сведения о педагогической деятельности:
 1972 - 1973    старшая пионервожатая
1977 - н.в.      учитель русского языка и литературы, учитель-логопед
1991 - 1999    заместитель директора по учебной работе
1999 - н.в.      Директор ГОУ СКОШИ V вида№60
 Учитель - русского языка и литературы высшей квалификационной категории
 Отличник народного просвещения Российской Федерации
 Заслуженный учитель Российской Федерации
 Награждена медалью "В память 850-летия г. Москвы",
 Ветеран труда.
Автор ряда статей по коррекционной педагогике, методики преподавания русского языка и литературы для детей с ограниченными возможностями здоровья, тематических сценариев школьных праздников.
 Замужем, имеет дочь 1981 года рождения.
 
 
 
                                                          
 Статьи   и   сценарии.
 
Особенности работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи в процессе изучения литературного произведения учащимися
 специальной (коррекционной) школы V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Лисунец Ольга Семеновна –директор ГОУ СКО школы-интерната V вида №60 города Москвы,
 «Заслуженный учитель РФ»,учитель русского языка и литературы, учитель-логопед.
 
 Эффективность обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи, успешность коррекционной работы, направленной на формирование и развитие выразительной устной речи у данного контингента детей в большой мере зависит от состояния эмоционально- волевой сферы ребёнка, от его отношения к процессу обучения и его содержанию. К такому выводу подвёл меня многолетний опыт работы учителем русского языка и литературы в коррекционной школе V вида. Этот опыт убедительно доказывает, какие большие возможности даёт систематическая работа над эмоционально - эстетическим развитием учащихся речевых школ и, в частности, работа по развитию интонационно- мелодической стороны речи. Благодатной почвой для такого развития в школе, а особенно в школе речевой, является литературное образование. Именно литература и литературное чтение таит в себе огромные возможности для формирования и развития речи.
1. Во-первых, на уроках литературы формируется и закрепляется сознательное и правильное чтение.
2. Во-вторых, опыт общения с искусством слова формирует эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, культуру поведения, т.е. воспитывает чувства.
3. Многообразие чувств позволяет учащимся понять интонационное богатство языка, а это в свою очередь способствует развитию выразительности речи.
4. Постижение литературного произведения требует аналитической, интеллектуальной деятельности, развивает логическое мышление. Мысль и чувство неразделимы при изучении литературы.
5. Богатейшие возможности дают уроки литературы для развития словаря, формирования связной речи.
6. Наконец, связь литературы с другими видами искусства - основа для эстетического развития. Кроме того нашим учащимся легче представить художественный образ, когда у них есть зримый или слышимый аналог этого образа.
   Для эмоционального развития ребёнка особенно полезно изучать лирические произведения, хотя это достаточно трудно. Лирическое произведение сложнее по интонационному строю, поэтический образ труднее понять, осмыслить, но обращение к глубоким и трепетным переживаниям человека, познание разнообразия способов и путей воплощения лирического чувства больше всего развивает именно эмоциональную сферу, учит сопереживанию.
   Эмоции как одна из высших психических функций, играют существенную роль для формирования и развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн писали о тесном взаимодействии эмоций и мышления. Известно, что речевое мышление начинается с мотива, который порождает мысль, а мысль рождается из мотивирующей сферы сознания, охватывает наши потребности и влечения, интересы и побуждения, аффекты и эмоции. Из этого становится ясно, насколько тесно взаимосвязаны речь, мышление и эмоционально-волевая сфера. Под влиянием эмоций у детей с ТНР формируются воля, потребности, мотивы, деятельность, развивается личность. Покажем на конкретных примерах, как решается задача формирования и развития речи на уроке литературы, посвящённом изучению отрывка из «Евгения Онегина» Пушкина «Москва!... Как много в этом звуке...»
   Урок на эту тему проводился в 6 классе и начинался с чтения наизусть стихов Пушкина, которые дети учили раньше. Благодаря всех учеников за подготовку к уроку, учитель отмечает самое выразительное и удачное чтение. Это важный стимул для дальнейшего хода урока.
   Затем, чтобы вызвать интерес к новой теме, учитель проводит заочную экскурсию по пушкинской Москве «Края Москвы, края родные», которая была подготовлена вместе с тремя учениками на индивидуальных занятиях. Важным для развития мотивации на этом этапе было приобщение учащихся к творческой деятельности. 2 ученицы выступали вместе с учителем в роли экскурсовода, а 1 ученик - в роли оператора: показывал презентацию к уроку. Интерактивную экскурсию начинает учитель:
   «Мы часто проходим по улицам и площадям своего родного города и не знаем или забываем, как много в Москве мест, связанных с именем Пушкина, Их свыше 100. В одних поэт жил, в других бывал. Здесь бывал Пушкин. «И столетия мы лелеем еле слышный шелест шагов». «Пушкин и Москва» - так назовём мы наш урок. И я приглашаю Вас совершить экскурсию по пушкинской Москве, «где каждый шаг рождает воспоминанья прежних лет». Экскурсию продолжает ученица. На экране высвечивается детский портрет Пушкина, а девочка рассказывает о детстве поэта в Москве. Её рассказ сопровождается слайдами презентации. Другая ученица, продолжая экскурсию, рассказывает о встрече Пушкина с Москвой через 15 лет разлуки, читает из «Онегина»:
                                                              Ах, братцы.
                                                              Как я был доволен,
                                                              Когда церквей и колоколен,
                                                              Садов, чертогов полукруг
                                                              Открылся предо мною вдруг.
    Учащиеся видят на экране старую Москву, церковь у Никитских ворот, где Пушкин венчался, Дом на Арбате, где он жил с Натальей Николаевной, памятник Пушкину. Учитель рассказывает историю создания и открытия памятника, музея Пушкина на Кропоткинской улице. Все вместе вспоминают, что еще в Москве носит имя Пушкина. А музыкальным лейтмотивом экскурсии звучит песня Б. Окуджавы «Былое нельзя воротить и печалиться не о чем...»
    Такое начало урока создало необходимый настрой для восприятия стихотворения. 1-ый раз отрывок читает сам учитель на фоне слайда «Пожар в Москве в 1812 году». Выразительное чтение учителя, музыка, зрительный образ перед глазами позволяет ученикам дать правильный ответ на вопрос: -Как звучит это стихотворение? ( Торжественно).
     Зрительная опора помогает учащимся соотнести текст стихотворения с историческими событиями Отечественной войны 1812 года, а общий эмоциональный тон урока определить, какие чувства вызывает у поэта Москва. ( гордость, любовь, восхищение). Следующий этап - работа с текстом стихотворения, который роздан каждому учащемуся на листе. Результаты такой работы представлены на графическом рисунке 1 (См.Приложение). Этот же текст показан на интерактивной доске. После чтения стихотворения про себя, начинается словарная работа. Сначала учащиеся читают сноску с объяснением, что такое Петровский замок. Затем учитель обращает внимание на то, что есть в стихотворении слова, которые редко или совсем не встречаются в современной речи. Учащиеся ищут в тексте и называют эти слова: «упоенный», «коленопреклоненный», «отсель», «пламень». Значение самого трудного слова «коленопреклоненный» определяется путём словообразовательного анализа:
- От какого словосочетания оно образовалось? (преклонить колени). Но преклоняют колени обычно в знак глубокого уважения, благодарности, как, например, у Некрасова:
«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени...» У Пушкина значение этого слова несколько иное. Найти это значение учащимся помогает вопрос:
 -Какой Москвы ждал Наполеон? (побеждённой, покорной). Учитель объясняет, что у Пушкина именно эти слова являются синонимами к слову «коленопреклоненный». Таким же способом, через подбор синонимов, определяются значения остальных слов.
   Следующий этап работы над стихотворением очень важный - это работа над интонацией. У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами речь нарушается системно. В том числе страдает и мелодическая организация речевого высказывания, что проявляется, в частности, в трудности преобразования повествовательного предложения в вопросительное, выразительного прочтения предложений с перечислением, в выделении интонационного центра конструкции. У детей с ТНР, особенно с дизартрией, речь часто монотонная, невыразительная. Работать над интонацией - значит работать над её компонентами: темпом, логическим ударением, паузами, над силой и тембром голоса. Проследим, как это происходит на уроке. Работа над интонацией начинается с осмысления и обоснования. Общее эмоциональное «звучание» стихотворения ученики определили после первого прослушивания. Теперь учитель просит их подумать, с одинаковой ли интонацией надо его читать? Для этого сравнивается, с каким чувством описывает Пушкин Наполеона и с каким Москву. Ответить на этот вопрос помогает такое задание:
   Найдите строки стихотворения, которые читаются:
 1) с раздумьем, задушевно.
 2) с насмешкой (иронией)
 3) с гордостью, взволнованно .Эти строки выделяются фигурной скобкой и рядом ставится соответствующая помета.
 Далее следует вопрос:
   - Из каких по интонации предложений состоит вступление? (все они восклицательные).
   - Какие слова в них повторяются? («как много»). Слова эти подчёркиваются в тексте стихотворения и расставляются стрелки, показывающие повышение и понижение голоса. Эта же работа проводится на интерактивной доске.
    Работа над расстановкой пауз проводится с опорой на знаки препинания и логическое ударение. Детям нужно объяснить, что хорошая речь - это осмысленно паузированная речь. Обращается внимание на многоточие, которое указывает на длительную паузу, поэтому слово «Москва» подчёркивается жирной чертой, что означает - «сила голоса» и после него ставятся две вертикальные черты - «длительная пауза».
     Расставляются паузы в следующих 3-х строках:
                                             Вот, (окружён своей дубравой)
                                             Петровский замок. Мрачно он
                                             Недавнею гордится славой.
      Учащиеся читают строки, соблюдая пометы, медленно, с раздумьем:
 - Кому посвящены следующие 4 строки?- спрашивает учитель.(Наполеону). В них явно слышится насмешка, ирония Пушкина над самонадеянным, но недальновидным полководцем.
Попробуйте прочитать их так: с насмешкой, иронией. Какое ещё словосочетание читается с таким же чувством и тоже характеризует Наполеона? («Нетерпеливому герою») - И, наконец, какие строки надо читать с гордостью, с волнением, торжественно?
                                             Нет, не пошла Москва моя
                                             К нему с повинной головою.
                                             Не праздник, не приемный дар,
                                             Она готовила пожар
 - Обратите внимание, что они начинаются с энергичного отрицания. Чем оно выражено? ( Словом «нет», частицами «не»).
 - На какое слово здесь падает самое сильное логическое ударение? (на слово «пожар»), оно тоже подчёркивается жирной чертой. Теперь у учащихся перед глазами текст стихотворения с пометами, которые были сделаны в ходе системной коллективной работы по подготовке к выразительному чтению. Но чтобы эту работу завершить, надо подвести учащихся к глубинному пониманию и осознанию смысла стихотворения, побудить их к аналитической мыслительной деятельности. Поэтому закономерен вопрос:
 - Как же относится Пушкин к Москве? (с любовью, он гордится Москвой)
 - Как называют человека, который так беззаветно, преданно, горячо любит Родину, гордится ею? Полученное в ответ слово «патриот» расширит словарный запас учеников, потому что не все дети его знают, а во-вторых, поможет прочитать отрывок так, чтобы почувствовать эту огромную силу пушкинского патриотизма.
    Таким образом, работа над лирическим произведением, направленная на формирование осознанного выразительного чтения, строилась по схеме:
 - 1 шаг. Эмоциональный настрой;
 - 2 шаг. Первичное восприятие интонационного строя;
 - 3 шаг. Поэтический словарь;
 - 4 шаг. Анализ произведения;
 - 5 шаг. Понимание художественного образа;
 - 6 шаг. Аргументация и обоснование интонации;
 - 7 шаг. Осознанное выразительное чтение.
 В результате такой подготовительной работы ученики читали стихотворение на следующем уроке действительно выразительно, и только потом учили его наизусть. Конечно, нацеленный на эмоциональное и эстетическое развитие урок литературы сам должен быть законченным произведением искусства, только тогда он в состоянии пробудить мысль и чувства. Учитель должен стремиться создать на уроке оптимальные условия для того, чтобы перед детьми открылся художественный мир автора во всей его красоте и неповторимости. Но главная задача учителя-дефектолога - это максимальное внимание к индивидуальным особенностям ученика, развитие сильных сторон личности и выравнивание слабых, умение встать на позицию ребенка, понять его внутренний мир и увидеть перспективу движения личности. Поэтому на уроке литературы учитель должен выступать в крайне сложной роли режиссёра - помогать учащимся оформить свою мысль, создать ситуацию успеха, сформировать мотивы к учению.
        В решении этой важной задачи большую роль играют индивидуальные логопедические занятия, на которых работа по формированию и развитию выразительности речи может быть ещё продуктивней и результативней. Главное, чтобы успех оценивался для каждого отдельного ученика. Это его личный успех, максимальная реализация его возможностей на сегодня. Поэтому оценка за эту работу обязательно должна носить стимулирующий характер.
        Работа над развитием и совершенствованием интонационно - мелодической стороны речи учащихся не ограничивается только уроком и индивидуальной работой. Она продолжается и логически завершается во внеурочной работе по предмету. Итогом и показателем результативности этой работы является исполнительское мастерство учащихся на литературных праздниках с участием всех классов. Хорошей традицией школы-интерната стали ежегодно проводимые литературные праздники, на которых учащиеся получают прекрасную возможность показать, чему они научились. Здесь им предоставляется возможность декламировать со сцены, почувствовать себя артистами. В подготовке таких праздников используется приём синхронного чтения под музыку, который ярко показывает ритмичность, музыкальность лирического произведения. Это - эффективный способ для работы над темпом чтения - одним из важнейших компонентов выразительности речи и чтения. Кроме того, музыка сама по себе создает определенный ритмический рисунок, настроение. Так, например, на поэтическом вечере, посвященном поэзии Лермонтова, очень удачно прозвучало в исполнении ученицы стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» на фоне мелодии Дворжака «Славянский танец». В это время на экране - слайд, изображающий золотое волнующееся поле пшеницы. Всё это придало чтению и восприятию произведения эмоционально-образную выразительность, а зрители учились слушать и понимать прекрасное.
       Подготовка литературных праздников начинается с индивидуальной работы с учащимися по выразительному чтению. Хорошее интонирование - результат чёткой работы речевого аппарата. Совокупность средств, обеспечивающих нормальную деятельность речевого аппарата в процессе произнесения, Станиславский называл «техникой речи». Она включает: дыхание, голос, дикцию, произношение. Работа над этими параметрами речи - результативна только в процессе индивидуальных занятий. Когда чтецы подготовлены, составляется сценарий, т.е. произведения выстраиваются в определённой логической последовательности, объединяются связками, продумывается музыкальное и художественное оформление. По такому принципу за последние годы были подготовлены литературные вечера, посвящённые 210-й годовщине со дня рождения А.С.Пушкина, вечер поэзии М.Ю. Лермонтова, музыкально-литературная композиция «Москва!... Как много в этом звуке». В настоящее время готовится композиция, посвященная 200-летию со дня основания Лицея: «Отечество нам Царское Село!»
      На экране сменяют друг друга красочные достопримечательности столицы, памятники её доблести и славы. На их фоне в сопровождении музыки ученики выразительно читают стихотворения. Зримое представление помогает понять поэтическое слово, а музыка почувствовать мелодичность стихотворения, его тональность, создать атмосферу сопереживания.
      Восприятию и воспроизведению поэтических строк Лермонтова «Над Москвой великой златоглавой, над стеной кремлёвской белокаменной» служит музыка Мусоргского из оперы «Хованщина» и слайд с изображением Москвы -реки ранним, ранним утром. Арбат представляется художественным словом и музыкой Булата Окуджавы…
      Таким образом, музыка, слайды, сопровождая художественное слово, содействуют пониманию чувств автора, передаче их в своём чтении и запоминанию. Связь искусства слова с другими видами искусства, успешно реализуемая в процессе коррекционной работы, составляет основу эмоционально-эстетического развития при изучении литературы. 
 Библиографический список.
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1999.
2.Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» (М., 1946).
3.Станиславский К.С. Работа актёра над собой — Москва: Художественная литература, 1938.
4.Пути анализа литературного произведения: Пособие для учителя/ Под ред. Б.Ф.Егорова. -М.: Просвещение, 1981.- 222с.
5.Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студ. Пед. ин-тов / Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.- 223 с.
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz