С какого возраста
необходимо исправлять неправильное произношение звуков?
Исправление
произношения предусматривает осознание ребенком работы артикуляционного
аппарата, что достигается соответствующим показом и объяснением.
Оптимальный возраст для исправления звукопроизношения, должен составлять
4—5, а при постановке звука «р» даже 6 (как исключение
5) лет. Более раннее исправление звуков нецелесообразно из-за ограниченных
возможностей ребенка (непонимание стоящей задачи, недостаточная настойчивость,
неустойчивое внимание и т.д.).
Занятия
с логопедом рекомендуется проводить систематически, желательно
не менее 3 раз в неделю, а также практиковать ежедневные
кратковременные (в течение 2-3 минут) упражнения. Если вы начали
заниматься с логопедом, и по каким-либо причинам прервали
занятия, не закончив их, то сформированные у ребенка или
взрослого умения и навыки могут исчезнуть. Вам снова придется
их восстанавливать, дополнительно выполняя ту же самую работу.
Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?
Речевые
звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят
от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба,
маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи,
необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией.
Нарушения
в строении артикуляционного аппарата, например, короткая подъязычная
связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое нёбо и некоторые
другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного
формирования звукопроизношения. Но если у ребенка хорошая подвижность
органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам
в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения.
Если же
у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата
(например, малоподвижный язык), то это может служить причиной
неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи.
Логопедическая
(артикуляторная) гимнастика - это
комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек,
челюстей, языка, губ, неба)
Цель артикуляционной
гимнастики заключается в том, чтобы
трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые
элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад.
Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление
соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе
упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер
дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики
отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый
элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными,
правильными движениями.
Логопедическая
гимнастика показана детям от 2-х
лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детей более старшего
возраста для коррекции нарушений речи . Проводить гимнастику следует
по 3-5 минут несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом.
При проведении
артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству
выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно
следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за
плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения
или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение, определенное
время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного
движения к другому, за точной координацией движений языка и губ. При
наличии спастичности артикуляционных мышц наблюдается
постоянно повышенный тонус мускулатуры языка, губ и лицевой мускулатуры. В
таких случаях статические (удержание
позы долго время) упражнения недопустимы.
Целесообразно удерживать выработанный артикуляционный уклад на счет 1, 2, 3 и
переключать органы речи (язык, губы, небо, щеки и т.д) ребенка на другое
движение. При гипотонии артикуляционных мышц упражнения
направлены на их укрепление,
потому полезны статические упражнения на удерживание определенной
артикуляционной позиции под счет (от 5 до 10).
Гимнастика для
губ и щек:
- Надувание
обеих щек одновременно.
- Надувание
щек попеременно.
- Втягивание
щек в ротовую полость.
- Сомкнутые губы вытягивают вперед
трубочкой, а затем возвращаются в нормальное положение.
- Улыбка: губы растягиваются в
стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
- Чередование
улыбка - трубочка.
- Втягивание
губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
- Поднимание
только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
- Оттягивание
вниз нижней губы, обнажаются нижние зубы.
- Поочередное
поднимание и опускание верхней и нижней губы.
- Имитация
полоскания зубов.
- Нижняя
губа под верхними зубами.
- Верхняя
губа под нижними зубами.
- Чередование
двух предыдущих упражнений.
- Вибрация
губ (фырканье лошади).
- При
выдохе удерживать губами карандаш.
Гимнастика для челюстей:
- Опускание
и поднимание нижней челюсти.
- Движение
нижней челюсти вправо.
- Движение
нижней челюсти влево.
- Попеременное
движение нижней челюсти вправо и влево.
НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК
Улыбнуться.
Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами,
произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном
выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте
под счет от1 до 5-10.
Следить,
чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не
должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
ЛОПАТКА
Рот
открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и
удерживать его в таком положении по счет от 1 до 5-10.
Следить,
чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку,
чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык
не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края
языка должны касаться углов
рта.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Рот
открыт. Губы в улыбке. Широким передник краем языка облизать верхнюю губу,
делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.
Следить,
чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили
по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы,
нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.
ИНДЮК
Рот
открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по
верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка
загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом
убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.
Следить,
чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не
выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть
не двигалась.
Рот
открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними
зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается.
Следить,
чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть
оставались неподвижными.
БЕЗЗВУЧНО ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА
Рот
открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними
зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно
темп убыстрять.
Следить,
чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя
челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь и не высовывался
изо рта.
ПИРОЖОК
Рот
открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка
поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в
таком положении удерживать под счет от1 до 5-10.
Следить
, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Рот
открыт. Губы в улыбке. Широким передник краем языка облизать верхнюю губу,
делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.
Следить,
чтобы язык не сужался, при
втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был
поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык
вверх - она должна быть неподвижной.
ЛЕТЯТ СНЕЖИНКИ
Губы в улыбке. Широкий кончик языка
положить на нижнюю губу и удерживая язык в таком положении сдувать ватку на
противоположный край стола.
Следить,
чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Щеки не должны
надуваться, воздушная струя должна идти по средней линии языка и была узкой, а
не рассеянной.
ПОЧИСТИМ ЗУБКИ
Рот
открыт. Губы в улыбке, так чтобы были видны зубы. Кончиком языка «чистим»
передние нижние зубы с
внутренней стороны, сначала делая движения из стороны в сторону, потом сверху
вниз.
Следить,
чтобы губы ребенка были не подвижны и находились в положении
улыбки. Язык при движении находился у десен и альвеол, а не скользил по
верхнему краю зубов, чтобы он был широким и начинал движения от корней нижних
зубов.
МАЛЯР
Рот
открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения
языка назад - вперед (от зубов к мягкому небу (горлу) и обратно).
Следить,
чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних
резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть
не двигалась
ЧАШЕЧКА
Рот
открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты,
средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык
удержать от 1 до 5-10.
Следить,
чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была
неподвижна.
КАЧЕЛИ
Рот
открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
•- широкий язык поднимается к носу и
опускается к подбородку
•- широкий язык поднимается к верхней
губе, затем опускается к нижней губе
•- широкий язык вставить между верхними
зубами и губой , затем между нижними зубами и губой
•- широкий кончик языка прикасается к
верхним резцам , затем к нижним
•- широким кончиком языка дотронуться до
бугорков (альвеол) за нижними резцами , затем за верхними
•- широким кончиком языка дотронутся до альвеол
за нижними резцам, затем - до мягкого неба.
При
выполнении упражнений следить,
чтобы язык не сужался, губы и
нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.
ДОСТАТЬ ЯЗЫКОМ НОС
Рот
открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять к носу и опустить к верхней губе.
Следить,
чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
ФОКУС
Рот
открыт. Губы в улыбке. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть
спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку
с кончика носа.
Следить,
чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на
зубы, ватка летела строго вверх.
ЯЗЫК ПЕРЕШАГИВАЕТ ЧЕРЕЗ ЗУБЫ
Рот
открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
•- широким языком дотронутся до верхних
зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
•- широким языком дотронутся до нижних
зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При
выполнении упражнений следить,
чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были
неподвижны.
ЛОШАДКА
Рот
открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный прижат к нёбу (язык
присасывается) и со щелчком оторвать.
Следить,
чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не подсаживала язык
вверх.
ГРИБОК
Рот
открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык
присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до5-10. язык будет
напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку.
Следить,
чтобы боковые края языка были
одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одно половина не должна провисать), чтобы
губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать
шире.
ГАРМОШКА
Рот
открыт. Губы в улыбке. Широкий язык всей плоскостью прижать к нёбу (язык
присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении
упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком
положении.
Следить,
чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались
неподвижными, а язык не провисал.
ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА
Рот
открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними
зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно
темп убыстрять.
Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь. Поэтому основными задачами являются:
— развитие подвижности языка
(умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык
за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад
в глубь рта и т.д.);
— развитие достаточной
подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать
в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними
зубами);
— развитие умения удерживать
нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.
Поэтому
на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных
движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика.
Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей
двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
Ее продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям
сразу много упражнений, достаточно 4-5. При отборе материала надо учитывать
степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую
гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя
перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо взрослого.
Нежелательно выполнять гимнастики сразу после еды.
Что делать, если ваш ребенок
заикается?
Заикание
относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно
оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи
может сохраняться многие годы, являясь помехой при выборе профессии, обучении
и в личной жизни. Существует мнение, что маленьких детей
не беспокоит качество их речи, в частности, потому, что
с самого ее становления они привыкают к имеющемуся дефекту. Это
не совсем правильное суждение.
При
лечении заикания, как и вообще в медицине, действует неукоснительно
правило: начинать лечение нужно как можно раньше, чтобы предотвратить развитие
болезни.
Заикание
может возникнуть внезапно или исподволь, постепенно усиливаясь. Известны
случаи, когда заикание возникло уже в зрелом возрасте. Все это говорит
о том, что предрасположенность к заиканию может сохраняться очень
долго, но проявляется порой только в чрезвычайных обстоятельствах или
в стрессовой ситуации.
Cамые распространенные ошибки, допускаемые
взрослыми
при обучении
детей чтению в домашних условиях.
1. В основе обучения чтению -
не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву,
например М, следует научить его слышать звук «М» в слогах, словах.
На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки,
и соответствующие им буквы одинаково — т.е. так, как звучит
звук.
Возьмем,
к примеру, звук «М», мы произносим его отрывисто:
М! И букву М необходимо называть так же:
М! ни в коем случае ЭМ! Или МЭ! Говоря таким образом,
мы произносим два звука — «Э» и «М», или «М» и «Э». Данное
обстоятельство только дезориентирует детей.
Напоминаем,
что ЗВУК — это то, что мы слышим. Его можно петь, тянуть,
говорить, голосить, слушать. А БУКВА — это то, что мы видим
и пишем.
Не смешивайте, пожалуйста
понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребенка читать.
2. Вторая грубая ошибка заключается
в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога:
«М!А!» — и только после этого читает сам слог: «МА». Этот навык
неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное
чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном этапе).
И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет)
первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: «ММММА».
Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы
он прочёл слитно буквы слога!