Учить ребенка правильно сидеть при письме,
правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать
уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственное письмо -
новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.
У детей, поступающих в первый класс, еще
недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья
и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в
пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и
левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности
выработки этого навыка - у леворуких детей.
Умение различать правую и левую стороны - это
важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка
необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в
виде различных игр и упражнений.
Для отработки дифференциации правых и левых частей
тела можно рекомендовать следующие упражнения:
- Показать правую руку, затем левую. Если ребенок
не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.
- Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет
то правой, то левой рукой.
- После уточнения речевых обозначений правой и
левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой
ноги, глаза, уха.
- Можно
предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки
на прозрачную бумагу. Отработав представления о правой и
левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем
пространстве, например:
- Определение пространственного расположения
предметов по отношению к ребенку: "Покажи, какой предмет находится справа
от тебя" или "Положи книгу слева от себя". Если ребенку трудно
выполнить это задание, следует уточнить,
что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.
- Определение пространственных соотношений между
двумя-тремя предметами или изображениями.
- Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и
положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой
руки. Далее ребенку задается вопрос: "Где находится книга, справа или
слева от тетради?"
- Ребенку предлагается положить карандаш справа от
тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по
отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к
тетради - справа или слева.
- Берутся три предмета. Ребенку предлагается
положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа - ручку и
т.д.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.
- Простой и эффективный способ подготовки руки к
письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать
в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы
руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется
пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
- Можно предложить ребенку копировать понравившиеся
рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них
присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей
подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
- Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая,
вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает
мелкие мышцы пальцев.
- Существует интересный способ развития пальцев
руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и
создают своего рода аппликацию.
- Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус
на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Е.Н. Потапова предлагает оригинальный способ
развития руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей
пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы,
создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной
бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона.
Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их
образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные
(осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые
предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в
20-е годы.
Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие
задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг,
точка, крестик) и задания к ним. Например:
- Написать букву (нарисовать фигурку) справа или
слева от вертикальной линии.
- Положить кружок, справа от него - нарисовать
крестик, слева от крестика поставить точку.
- Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от
точки - кружок.
- Нарисовать квадрат, справа от него - крестик,
выше крестика поставить точку.
- Определение правой и левой сторон предмета. Взять
книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить
правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.